Поделитесь с друзьями:

Музыка 4 класс учебник Критская стр 36

👉 Ответы к странице 36. Музыка 4 класс учебник. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Урок: «Музыкальная грамота»

Задание 1

Найди в предыдущих разделах учебника и назови былины, духовные песнопения, игровые задорные народные песни и гимны. Проанализируй их мелодии. Чем они отличаются друг от друга? Как строится мелодия былины, а как — мелодия гимна, посвящённого Кириллу и Мефодию? Определи, какие интервалы звучат в начале первой, второй и третьей фраз гимна. С какого интервала начинается песня волочебников «Не шумшумит»?

Ответ:

Отличия в темпах, ритмах, интонациях. Как правило, в духовных песнопениях много длинных распевов. На один слог может приходиться 5-6 звуков.

В подвижных игровых народных песнях распевы короткие или их вовсе нет.

В былинах и гимнах вместо мелодии может быть речитатив. В былинах звучание очень протяжное, много длинных нот — половинных и целых.

Рассмотри ноты Былины об Илье Муромце.

Музыка 4 класс учебник Критская страница 36 задание 1

Мелодия былины записана в переменном размере. Ее звучание напоминает повествование в свободной манере.

Рассмотри ноты Гимна Кириллу и Мефодию.

Музыка 4 класс учебник Критская страница 36 задание 2

Размер гимна —4/4. Мелодия звучит ритмично, четко и напоминает марш.

Первая фраза «Мы благодарны…» — ОКТАВА (ре-ре).

Вторая фраза «Судьба нас к жизни…» — КВИНТА (ре-ля).

Третья фраза «…имен их время не забыло…» — СЕКСТА (соль-ми).

Песня волочебников «Не шум шумит» (стр. 32 учебника) начинается с КВИНТЫ (ре-ля).

Задание 2

Спой главную тему «Богатырской симфонии» А. Бородина с названием нот и знаков альтерации (с. 27). Вспомни, как они называются. Какие особенности построения этой мелодии близки былинным напевам?

Ответ:

Ми | ми, ми, фа-бекар, ля, соль-диез, ми, соль-бекар | ми | ми, ми, фа-бекар, ля, соль-диез, ми, соль-бекар | ми |

Знаки альтерации: диез — повышает ноту на полтона, бекар — отменяет диез (или бемоль, если он есть).

Интонационно тема напоминает былинное звучание. Мелодия как бы раскачивается вокруг длинной тоники (целой ноты ми). Короткие фразы роднят ее с возгласами и былинными напевами.