Поделитесь с друзьями:

Музыка 5 класс учебник Сергеева стр 19

👉 Ответы к странице 19. Музыка 5 класс учебник. Авторы: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.

Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Урок: «Стучит, гремит Кикимора…»

Задание 1

Если бы ты был композитором, то какую музыку сочинил бы на этот сюжет? Какими музыкальными темами ты охарактеризовал бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-Баюна, Кикимору? Какие краски-тембры оркестра ты использовал бы при этом?


Ответы

Музыка на этот сюжет, вероятнее всего, будет состоять из нескольких контрастных тем, характеризующих разных персонажей сказки.

Высоту и крепость каменных гор можно было бы изобразить мощным звучанием медных духовых инструментов. Суровые каменные горы без растительности представляют довольно однообразный, но суровый пейзаж. Поэтому и музыка должна быть такой же: спокойная ровная тема в низком регистре, как бы с нотками мрачности и суровости.

Кудесник представляется пожилым и мудрым старцем. Его тема может быть изображена с помощью низкого духового инструмента — фагота. Вспомни тему дедушки из симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».

Тема Кота-Баюна мягкая, обволакивающая. Тембры струнных инструментов (скрипок, арфы) лучше всего подойдут для исполнения колыбельной, которую Кот мурлычет Кикиморе.

Для изображения хрустальной колыбельки можно украсить звучание оркестровым треугольником.

Тема самой Кикиморы, скорее всего, будет звучать резко, неприятно. Ее ритм тоже резкий, неровный, скачущий. Для изображения злобного фантастического существа подойдет тембр деревянных духовых, исполняющих диссонансные (неблагозвучные) аккорды, синкопы, широкие скачки мелодии вверх-вниз (например, на октаву).

Задание 2

Какие из приёмов музыкального развития — контраст, повтор, вариационность — помогут тебе создать своё произведение?


Ответ

Для разных целей подойдут разные приемы. Темы разных персонажей должны отражать их характеры, поэтому они звучат контрастно.

Для колыбельной, которую поет Кот-Баюн, можно использовать «усыпляющий» повтор.

Чтобы показать, как Кикимора растет и как по мере ее роста увеличивается ее злобность, можно использовать вариации. Тема будет меняться, изображая изменение характера этого персонажа.

Задание 3

Послушай «Кикимору» А. Лядова. Какие особенности музыкальной речи помогли композитору изобразить эти сказочные события?

 

Подсказка

А. К. Лядов «Кикимора».


Ответ

В звучание нежной спокойной колыбельной внезапно «врываются» резкие звуки флейт и гобоев.

Беспокойная тема Кикиморы с угловатыми фразами, скачущим ритмом, резкими «вскриками» духовых, угрожающими интонациями противопоставляется «хрустальной» колыбельной, украшенной звуками челесты.

Задание 4

Какой из образов музыкального сказа запомнился тебе больше других? Почему?

 

Пояснение

Постарайся сопоставить звучание пьесы с текстом сказки из учебника и найти всех персонажей.

Вероятно, лучше всего запомнится именно Кикимора. Это самый яркий и звучный персонаж, изображенный необычными музыкальными красками.

Задание 5

Как композитор завершает своё музыкальное сочинение? Что он хотел сказать таким окончанием оркестровой миниатюры?


Ответ

В конце пьесы короткий резкий звук флейты-пикколо на фоне очень тихого звучания контрабасов создает ощущение, будто Кикимора внезапно исчезла.

Задание 6

Найди в библиотеке или в Интернете и прочитай волшебную сказку, легенду своего народа. Подбери к ней музыкальный ряд.

 

Подсказка

Русская народная сказка «Баба-Яга».

Примеры музыкальных тем к сказке:

  • «Во поле береза стояла» — тема березы;
  • М. Мусоргский «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» — тема Бабы-Яги;
  • С. Прокофьев «Сказочка» из Детской музыки — можно озвучить эпизод в сказке, когда Девочка работает у Бабы-Яги, а затем сбегает, и на ее место садится работать Кот.